Пшада - заповедник орков.
Размещено: 27.08.2006
Пшада находится между Архипо-Осиповкой и Геленджиком. Ближе к Архипке. Километрах в десяти от нее. Пшада - необычное для Черноморского побережья место отдыха в том смысле, что моря там нет. Совсем. Пшада и с Севера, и с Юга закрыта горами. До ближайших пляжей в Кринице и Бетте можно доехать автобусом.
Пшада знаменита тремя вещами: дольменами, водопадами и лечебной глиной. Еще на Пшадской автостанции можно выгодно купить персики, но поскольку торговцы пожадничали и не заказали рекламу, то считайте информацию о персиках частным мнением авторов проекта «идисюда». Более того, если положительных выводов со стороны торговцев не последует, мнение авторов может измениться.
Дольмены на Пшаде остались со времен орков и хоббитов. Древние жители этих мест назывались уорки. Или просто орки. С хоббитами их отношения складывались по-разному, зачастую очень не мирно. Орки были повыше ростом, покрупнее и медленнее соображали. Хоббиты маленькие, проворные и себе на уме. Именно хоббиты надоумили орков строить дольмены. Оркам обещалось, что через дольмены будут передаваться тонкие энергии и высший разум. На самом деле дольмены служили для хоббитов укрытием при выяснении отношений. Приедет, к примеру, на Пшаду торговый хоббит да по привычке обжулит наивного орка. Дойдет до орка, что его надурили, погонится за хоббитом, а тот прыг в дольмен и кричит:
- Я в домике!
Через некоторое время до орков стало доходить, что можно сделать каменную пробку, и закрыть отверстие. Посидев пару дней в дольмене без еды и питья хоббит набирался астральной мудрости и был готов не только рассчитаться по справедливости, но и вовсе отдать все добро лишь бы выбраться из этого домика.
Так продолжалось пока Бильбо не нашел Кольцо Всевластия, а Фродо не понес его в Мордор. Что было дальше, все знают: стало не до дольменов.
О том, какие отношения царили в среде орков, у Толкиена сказано очень мало. Между тем общественный строй их был весьма интересен. На самом верху иерархической лестницы находились князья - пши. Личность князей была неприкосновенной. Титул передавался только по праву рождения. Они владели землей, которую раздавали в пользование дворянам - уоркам. Орки делились на три разряда.
Первый разряд - тлекотлеши (могущественные) владели своими землями. Были независимы от пши, но должны были участвовать со своими воинами в их походах.
Второй разряд - деженуго (позолоченный род) или пши-орки (княжеский дворянин). Они обладали меньшей властью, но тоже имели в собственности участки земли. Пши приближали их к себе, чтобы ослабить тлекотлешей.
Низшие разряды беслан-орки и орк-шаутлугусы в своей собственности участков не имели, у них было только право владения, полученное от вышестоящих. На них работали свободные общинники - тфокотли. Богатые тфокотли могли иметь в собственности крепостных и рабов. Крепостных называли в разных местностях по разному: пшитли, оги, джоллукулы, альгюлюкулы. Рабы назывались унауты.
От тех времен почти ничего не осталось, но отголоски истории еще звучат в названиях.
Тхачагочук - гора богов. Тхаб - гора славы. Само слово Пшада переводится как «место жительства пши», иначе - Царское село.
Пшадские водопады находятся в пяти-семи километрах от первых дольменов вверх по течению реки Пшада. Места красивые. Добираться лучше на внедорожниках или на горных велосипедах. Бывали герои, которые проезжали на «99-х», но машина в результате убивается.
Голубая глина, напротив, вполне доступна на обычной машине. Образовалось месторождние голубой глины вполне волшебным образом.
Издревле основными занятиями пшадцев были разговоры о здоровье и о погоде. Ничем другим они не занимались, но в 1992 году в России происходил референдум, и некоторые люди стали задумываться: «Да-да-нет-да? Нет-нет-да-да? Да-да-нет-нет?» И даже стали вслух разговаривать о том, что ни один вариант не годится. Тогда древние боги разгневались на пшадцев. Боги пролили обильные дожди и открыли подземные источники. От этого одна из гор стала медленно, но верно сползать на поселок. Жители всполошились и начали молиться. С улиц, которые были ближе всего к горе, принялись вывозить домашний скарб. Традиционные молитвы не помогали, тогда позвали солдат. Солдаты знают специальные мантры, состоящие из определенным образом упорядоченных перечислений частей тела, сакральных действий и названий, которыми именуют родственников жителей Пшады. Чтобы мантры звучали естественнее, в руки солдатам дали лопаты. Каждому указали его место на склоне горы, где следовало выкопать ритуальную яму. Чтобы молитвы были услышаны нужными богами, копать приказали ночью. К утру с помощью трансцендентальной медитации была готова канава, по которой вода вылилась в море. Поселок был спасен, а пшадцы на последовавших выборах проголосовали, как и следует, сердцем, а не мозгами.
Боги хоть и покарали жителей Пшады за строптивость, тем не менее отблагодарили за понятливость. В том месте где сошла гора, получилось озеро и открылись выходы чудесной голубой глины. Глина помогает при болях в суставах, остеохандрозе и кожных заболеваниях. Некоторые выдвигают версии, что глина эта вовсе и не глина, а то, что осталось от хоббитов, которые не сумели убежать. С другой стороны, гораздо вернее, что глина эта – старинное орочье средство. По крайней мере, люди, намазавшиеся глиной, больше похожи на орков, чем на людей.
Чтобы проехать к озеру, надо подняться вверх по улице, начинающейся возле дома с адресом Туапсинская 59. Это на въезде, если ехать со стороны Джубги; на выезде, если со стороны Геленджика. Нужно проехать щебенку и подниматься выше по грунтовой дороге. По грунтовке нужно рулить пока справа не увидите примыкание. Сворачиваем вправо и едем до поляны. Дальше проезжей дороги нет, разве что на тракторе. Выходим из машины и метров тридцать проходим вверх до озера пешком.