Солох-Аул родина русского контрафакта.
Размещено: 21.08.2006
Высоко в горах над Дагомысом находятся два аула: Солох-Аул и Бабук-Аул. Когда-то в Солох-Ауле жили Солохи, в Бабук-Ауле соответственно Бабуки. Солохами называли вдов, которым не удалось повторно выйти замуж. Бабуками - вдовцов, которые не женились. Почему жители одного аула не могли породниться с жителями другого- загадка. Вроде бы так просто: прийти в соседний аул и тоски нет. Но так и остались аулы - Бабуки и Солохи.
В конце Кавказской войны, когда Россия пришла на Черноморское побережье, местные жители были поставлены перед выбором: или сражаться и погибнуть, или переселиться на Кубань, или переселиться в Турцию. Люди выбрали Турцию. Переселялись целыми аулами: со всем скарбом, с домашними животными, Вырубили фруктовые деревья, чтобы не достались русским. Но Турция - не Америка. Мечты не сбылись. То, что обещал турецкий султан, осталось обещаниями. Мужчин отправили на войну, женщин - в гаремы. Домашним животным повезло больше, чем людям.
К концу XIX века в Солох-Ауле почти никого не осталось.
К концу XIX века произошли и другие изменения. В России случился большой неурожай. Нужно было заселять новые территории на Юге, и нужно было выживать крестьянам в Центральной России. Начали строить Сухумское шоссе, переселять крестьян и призывать обеспеченных людей выкупать курортные места.
Вместе с группой безземельных крестьян переселился в селение Чаква под Батуми и Иуда Антонович Кошман. Крепкий бородатый дядька. В Чакве выращивали чай. Кошман был человек работящий и смышленый. Начал трудиться на чайной плантации. Вошел в доверие к начальству. Сделал карьеру. Много спорил о том, возможно ли выращивать чай севернее Чаквы. Споры были теоретические, и никто не верил, что это возможно. Между тем, Кошман бросил хозяев, прихватил саженцы чая и в 1900 году переехал в Солохаул.
Глушь. Семь домиков. С побережьем связи никакой. Дорог нет - тропы. Построил дом.
Это сейчас, чтобы построить дом на побережье, надо затратить бешеные деньги на официальные разрешения и на взятки. А тогда можно было приехать и начать жить.
Кошман приехал. В 1901 посадил чай. Соседи удивлялись: вместо картошки и кукукрузы сажает какие-то кустики. Климат в Солох-Ауле гораздо суровее, чем в Южной Грузии. Кошман защищал посадки от холодных ветров, высаживая вокруг плантации садовые деревья. В 1905 собрал с кустов первые пригодные листочки. Листочки обработал, расфасовал и повез в Сочи на базар. Через год товар был уже известен и расходился на "Ура!". Кошман постарался распространить чаеводство, по меньшей мере, среди соседей в Солох-Ауле, и через непродолжительное время Русский чай начал составлять конкуренцию привозному. Торговцы грузинским и индийским чаем стали бороться с контрафактным производством. По нынешним меркам, то, чем занимался Кошман, все равно, что собирать из китайских запчастей финские мобильные телефоны. Или бодяжить в Осетии из американского спирта безакцизную русскую водку. Ему угрожали, мешали торговать и обещали спалить дом. В 1913 году Кошмана арестовала полиция. Сейчас бы тоже напустили ОБЭП или санэпиднадзор. Но крепкий мужик выстоял. Даже плантация осталась за ним.
Революция 1917 года и последующая национализация, хоть и не была мечтой Иуды Антоновича, все же избавила его от проблем с правообладателями и оптовиками. Чайные посадки отошли Советской власти, но семье Кошмана позволили их обрабатывать, а сам он остался руководителем чаеводческого хозяйства. Похоронен он там же, на плантации. Чай стали выращивать не только в Солох-Ауле, но и в других местах побережья. Так что можно сказать, что в этом чае слились воедино авантюризм, упорство и находчивость предприимчивого человека - Иуды Антоновича Кошмана.