А.А. Киселев: история жизни, музей Киселева в Туапсе.

А.А. Киселев: история жизни, музей Киселева в Туапсе.

Размещено: 03.05.2006
В Туапсе есть главная улица «Платановая Аллея». На самом деле называется она - Карла Маркса. Поднимаясь плавно в гору она раздваивается. Если двигаться по левой стороне улицы, то почти на самом высоком месте и располагается музей А.А. Киселева.
Скала Киселева.
Туапсе, ул. Карла Маркса, музей А.А. Киселева.
После путешествия к скале Киселева, просто непростительно не посетить музей этого художника. К сожалению, наши расспросы о нем местных жителей не удовлетворили любопытства. Как это водится, мало, кто из местных интересовался достопримечательностями своего города. Приезжие тоже больше увлекаются морем и пляжем. Это и понятно. Мы тоже не сразу попали в этот музей. Несмотря на то, что жили почти рядом и сразу по приезде обратили на него внимание. А дело было в том, что погода стояла прекрасная, море было теплым и тихим, и нас тянуло на пляж, а не в музей. Возвращались с пляжа вечером, и музей был уже на замке. Так продолжалось до тех пор, пока, наконец, погода не испортилась. Вот тут-то и дошла очередь до музея. Пошли втроем с внуком-подростком и внучкой-дошкольницей.

Музей был открыт. Располагается он в небольшом одноэтажном домике, огороженным уже современным ажурным металлическим заборчиком. Сам дом сохранился с тех времен, когда там жил художник, немного перестроенный и реставрированный. В музее работали две женщины. Одна на кассе, а другая директор и экскурсовод. Мы оплатили экскурсию, так как очень хотелось узнать подробности об этом художнике. Я не считаю себя совсем уж невежественной в вопросах русской культуры, но к своему стыду и сожалению никогда не слышала об этом человеке. Это странно, потому что человек очень неординарный.
А. А. Киселев.
Заинтригованные рассказом экскурсовода ...
Когда путешествовали к скале Киселева, я почему-то думала, что это наш современник. Современников мы, как правило, знаем хуже, чем классиков. Оказалось, что А.А Киселев из плеяды художников-передвижников. Он жил и творил в одно время с Репиным, Мясоедовым, Левитаном, Шишкиным, Куинжи, был знаком с Чеховым. Короче говоря, это конец 19-го века. Рисовал в основном пейзажи средней полосы России, небольшие картины. Очень душевные, в реалистической манере. Но главное его предназначение, его роль в искусстве, я думаю, были не в этом.

Заинтригованные рассказом экскурсовода, мы кроме буклетов, купили в музее книжечку воспоминаний сына художника о своем отце и его окружении. Придя домой, я прочла ее не отрываясь, так захватила меня его биография, его человеческая судьба, его жизненный путь.

Оказывается в молодости, несмотря на то, что увлекался рисованием, он получил финансовое образование. Работать поехал в Харьков, работал в каком-то большом банке, преуспел в своей карьере, стал, кажется, заместителем директора банка, обеспеченным человеком. В Харькове же женился. Прошло 10 лет, родилось трое детей. Все было прекрасно. Но вдруг в Харьков приехала передвижная художественная выставка, и давняя мечта пробудилась в нем. Причем с такой силой, что он снова взялся за кисти.

Тяга к искусству оказалась сильнее доводов разума, даже долга перед семьей и детьми. Правда, он назначил себе год сроку. Если за этот год он поймет, что не сможет жить без искусства, то распрощается с банком, карьерой финансиста и станет художником. Удивительно, но жена не препятствовала ему, хотя, конечно, понимала, на какой риск обречена семья, трое детей.
Эспозиции музея Киселева.
История жизни, работы, все, что связано с Киселевым - собрано в музее.
Через год всей семьей переехали в Москву. Сняли квартиру. Первое время жили на сбережения, накопленные благодаря работе в банке. Но очень скоро сбережения кончились. Заработков художественный промысел не приносил. Настал момент, когда нечем стало платить за квартиру. Хозяин простил им долг, но попросил съехать с квартиры. Перебрались в какую-то хибару. Но тут ему повезло. Устроился в гимназию учителем рисования, и появились частные уроки. С первой же зарплаты отправил долг старому хозяину, чем немало его удивил и растрогал.

Постепенно дела стали налаживаться. Учительствовал, печатал критические статьи и обзоры в художественных журналах. И рисовал. Не мог жить без этого. А семья росла. Уже семеро детей. Появились связи среди художников, писателей. Каждое лето выезжали на дачу в деревню, каждый день этюды не пленере. Одно лето снимали дачу вместе с Чеховым А.П. Все это подробно описывает его старший сын в своих воспоминаниях, полудетские впечатления, много бытовых подробностей. Вступил в товарищество передвижников, занимался организацией выставок, сам выставлялся. Но главная его роль в этом движении, я думаю, была организационная. Он мог сплотить людей, ладил со всеми, был миротворцем в этом сложном коллективе. Любил талантливых людей, ценил их, помогал. Как выяснилось, несмотря на одержимую любовь к рисованию, в глубине души он не считал себя выдающимся художником. К выдающимся он причислял Серова, Левитана, Куинжи. Себя считал неплохим копировальщиком природы. В этом сам как-то признался уже в конце жизни. Но зато у него был редкий талант бескорыстного служения искусству.

Его заметили и оценили. Последние 15 лет жизни он был Президентом академии художеств в Петербурге. Там же занимался и преподавательской деятельностью. У него учился сам Н. Рерих. А потом у Рериха учился его сын. Уже будучи президентом, он решил поискать новых художественных впечатлений. Поплыл на Кавказ по Черному морю. Около Туапсе увидел удивительную скалу и решил здесь остановиться.

Место приглянулось. Адыгея живописная страна, адыги гостеприимные, радушные люди. Купил домик-дачу на высоком берегу. У моря тогда не селились, боялись малярии. Из окон дома прекрасные виды на море, не горы. Вместо средней России стал приезжать на лето в Туапсе. За ним потянулись другие художники. Дом никогда не бывал пуст. Царское правительство поощряло расселение россиян на Кавказе. А.А. Киселев купил землю, примыкающую к живописной скале. Построил там тоже домик-дачу. Но бывал там редко, к этому времени передвигался уже с палочкой. Зато многочисленные гости с удовольствием там останавливались. Так и прикипело к скале ее новое название. А у А.А. Киселева на картине она называются по адыгейски Кадош.
У А.А. Киселева на картине скала называются по адыгейски Кадош.
Наверное, все-таки, главным его талантом была доброта.
Вот такой человек, с удивительно красивой судьбой. Сумел прожить жизнь в ладу с собой и окружающим его миром. Наверное, все-таки, главным его талантом была доброта.

P.S. Все дети его вышли в люди. Но только старший сын пошел по стопам отца, стал художником и музыкантом.



Легенды скалы.

Такое удивительное место не могло не обрасти легендами. Одна из самых поэтических связана с любовью девушки-адыгейки к прекрасному джигиту. Долго домогался джигит ответа девушки на свое любовное признание. Наконец девушка назначила ему свидание. Местом была выбрана, конечно, эта величественная скала. Девушка тоже любила джигита, но была молода и легкомысленна. Назначая свидание, она сказала, что зажжет свечу, которая укажет джигиту путь.

Решив пошутить, девушка зажгла свечу и пустила ее по морю. А сама взобралась на скалу и стала наблюдать. Она видела, как подъехал джигит к берегу, увидел свечу далеко в море и повернул туда своего вороного коня. Доплыл конь до свечи, но тут разыгралась страшная буря, и поглотило Черное море и коня, и джигита. С высокой скалы наблюдала девушка эту страшную трагедию. Не выдержало ее сердце такого горя, и бросилась красавица со скалы в бушующее море. Варианты этой печальной истории до сих пор передаются от одного поколения туристов другим. И никто не остается равнодушным!
Вам может быть интересно
Скала Киселева в Туапсе.
Места покупок, отдыха и услуг в Туапсе
Туапсе - самое загадочное место отдыха.
Расписание движения пригородных поездов на лето 2006 года по станции Туапсе.