Давно уже хотел посмотреть, что такое Толстый Мыс? На входе в Геленджикскую бухту два мыса. Если смотреть из бухты , справа Тонкий, слева Толстый. Правый полого в воду уходит, левый обрывается.
Передвигаться по Геленджику удобнее всего на велосипеде. Сначала я поехал по набережной и уперся в санаторий «Полярная звезда». Таблички, что въезжать нельзя и что предъявите пропуск. Пешеходы ходят без всяких пропусков, но увидев велосипед охранник забеспокоился, и я решил объехать через улицу Крымскую. Крымская вывела на самый берег, на самую кручу. Едешь-едешь сначала улица, потом дорога в поле, потом перед тобой вроде газончика, проходишь по газончику и - под ногами обрыв, перед тобой открытое море. Жуть. Волны где-то внизу бъются, чайки перед тобой летают. До горизонта вода. Танкеры ждут захода в Новороссийск, яхты спортивные под парусами, катера.
Я только что перед этим прочитал в газете, что основные причины обращений отдыхающих в Скорую Помощь две: перегрев на солнышке и падение с Толстого Мыса. А Скорая не всем помогает потому что неукомплектована наполовину, никто работать не хочет.
Глянув с обрыва я понял, где в Геленджике нудистский пляж. Он здесь. Пляжик на Толстом мысу узенький и прерывистый. Местами он сходит на ноль, и волны бъются прямо о стену, а пройти его целиком нет возможности. Спуск по скальным уступам с высоты пятого этажа. Поскольку пройти насквозь не получится, то я с велосипедом спускаться не стал.
Из-за ограниченности пространства нудисты расположены очень плотно. В Солониках около Лазаревского пляж огромный, народу мало и желающие позагорать нагишом удаляются друг от друга на расстояние предела видимости. В Туапсе строят из булыжников полукруглые «домики» и ставят их так, чтобы из одного не было видно, что делается в соседнем. На Толстом мысе расстояние ограничивается понятием «ходить по головам». Иначе уместиться не получается. При этом половина нудистов отчего-то одетые. Должно быть зрители и болельщики.
Доехал до маяка. Ворота закрыты, таблички про то, что все под охраной. Внутри видно часового с автоматом. Рядом служебный въезд в «Полярную звезду». Охранник читает книжку. Я не стал напрягать его вопросами о том, можно ли пройти к морю, а потихоньку прокатил велосипед мимо шлагбаума и доехал до хвойной рощицы. Судя по всему, ничейная территория. С одной стороны маяк, с другой санаторий, с третьей море. Пробраться можно только или через маяк или через санаторий, но , похоже, рощица ни к тому, ни к другому объекту не относится. Людей полно. Жарят шашлыки, глазеют на море, спускаются с обрыва на пляжик. Вид открывается красивый. Просматривается и город, и бухта, и открытое море. Рыбачат со скалы. Метров двадцать высотой. Закидывают спиннинг и не видят куда. Потому что на самом краю стоять страшно.
Видел мужика, отправившегося в дальний заплыв вдоль берега. Не знаю, откуда он двигался, но, похоже, издалека. Из центра или, может, с той стороны бухты. Параллельно берегу метрах в двадцати-тридцати. Доплыл до оконечности мыса, развернулся и поплыл в обратную сторону. Силен.
Кстати, в той же газете прочитал о том, что в этом году в Геленджике уникальное лето. Еще никто не утонул. Каждый год к концу июня, к началу «высокого сезона» уже четыре-пять утопленников, а в этот раз судьба хранит. Ну и славно.
С пляжами же дела обстоят так: всего в Геленджикском районе 130км. пляжей. От Кабардинки до бухты Инал. Мест, которые официально считаются пляжами – 99. Из них 90 у здравниц: санаториев и пансионатов. Каждый год пляжи проверяет ГИМС – Государственная Инспекция Маломерных Судов. Она дает заключение: можно ли на пляж пускать людей или нет. Из 99 пляжей в этом году ГИМС проверил 54, а допустил к эксплуатации только 38. Это, однако, не мешает отдыхающим купаться и на тех пляжах, что разрешены, и на тех, что запрещены. Например, участок от улицы Гринченко до Толстого Мыса считается потенциально опасным. И в центре у кафе «Пирамида» вправо и влево от волнореза санатория «Приморье». А вообще запрещено купание в центре в акватории «Золотого пляжа». Там как раз рядом причал прогулочных судов, от которого 50м. санитарно-защитная зона. В этом месте в бухту впадает река Суаран. Звучит величественно, как Саурон, но в вольном переводе с адыгейского означает речка-вонючка. Ее никому незаметно, а она впадает и несет бактериологическую заразу. Поэтому, на «Золотом пляже» разрешено только использовать аттракционы. Отдыхающие о разрешениях не думают, купаются и даже возвращаются домой посвежевшими и оздоровившимися.